СанТехКомплект Пермь
Многофункциональные комплексы России: от концепции до реализации

 

Участники одноименной конференции 23 марта 2011 г., проведенной компанией AHConferences в Москве, познакомились с практикой управления МФК, а также обсудили ряд других актуальных вопросов.

Денис Колокольников, генеральный директор RRG, представил аудитории форматы МФК, продемонстрировал технологию принятия решений по его строительству, привел примеры реконцепции объектов. В заключительной части доклада он отметил процесс деиндустриализации городов и призвал девелоперов обратить внимание на промышленные зоны Москвы, которые, по подсчетам компании RRG, составляют площадь в 15 тысяч гектар.

Петр Исаев, директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group, проиллюстрировал практику реализации МФК на примере объектов компании. Речь шла о трех объектах Capital Group - МФК «Город столиц», «Легенда Цветного», а также о новом МФК в «Москва-Сити». Г-н Исаев подчеркнул, что девелопер должен быть стабильным, уделять внимание всем инфраструктурным составляющим проекта и показывать что-то уникальное на рынке, тем самым получая доверие инвесторов. В дальнейшем следует принимать стратегические решения по выводу объектов и привлекать потребителя высокими темпами строительства. Такой стратегии Capital Group придерживался в кризисный период. Петр Исаев также сообщил, что в МФК «Город столиц» реализовано уже 70% жилья (10-12 апартаментов в месяц, интересно, что 40% из них приобрели семьи с детьми), а в МФК «Легенда Цветного» - 60%.

Алексей Коневский, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», посвятил доклад правовым аспектам управления многофункциональными комплексами, принадлежащими нескольким собственникам. Он пояснил, что каждый собственник имеет право на долю общего имущества, закрепленного в проектной документации. Ольга Штода, директор по развитию и маркетингу УК BlackStone Keeping Company, уделила внимание специфике управления МФК с несколькими собственниками на примере объекта в Брянске.

Екатерина Гроссет, руководитель департамента развития «АВГУР ЭСТЕЙТ», определила ключевые факторы успеха на этапе планирования МФК. В МФК, прежде всего, предполагается единый архитектурно-планировочный объем, все элементы которого составляют целостный комплекс. Во-вторых, концепция МФК должна отражать его индивидуальность, уникальную идею, продиктованную местом и рыночными требованиями. Составляющие МФК должны иметь равный класс, но при этом необходимо выделить его доминанту МФК и учесть пропорции между различными зонами. Также важно избегать пересечения разнонаправленных потребительских потоков: каждая функциональная часть комплекса должна быть соответствующим образом оборудована. Требуется «живая атмосфера» за счет включения в состав МФК общедоступной инфраструктуры (сфера обслуживания, фудкорты, фитнес, развлекательная зона и др.). И, наконец, необходимо выявить однородные по социальному статусу целевые групп потребителей различных сегментов МФК.

Евгений Кадулин, представитель «МЕТРОПОЛЬ Девелопмент», поделился опытом планирования и освоения территории бывшего завода «Москвич». Проект делового района «Метрополия» начался в 2007 году; на территории 21 га планируется возведение 700 тыс. квадратных метров офисной недвижимости класса А, 80 тыс. кв. м. торговой недвижимости, 80 тыс. кв. м апартаментов, 40 тыс. м. гостиниц, а также организация парковочной зоны на 15000 мест.

Аркадий Воловник, заместитель директора инвестиционного департамента «Банк Российский кредит», представил два проекта компании – МФК «Саммит» и ЖК «Садовые кварталы». МФК «Саммит» представляет собой единое здание, в составе которого находятся гостиница, торговая зона, крупный офисный центр класса А, конгресс-холл, подземный паркинг, фитнес-центр. В своем докладе г-н Воловник указал, что МФК прежде всего следует считать объектом коммерческой недвижимости, и предлагаемые апартаменты надо рассматривать только как рабочее жилье, поскольку они не обеспечиваются необходимой социальной инфраструктурой.

Новые форматы многофункциональных комплексов на примере SONY CENTER в Берлине и «Метрополис» в Москве продемонстрировала Татьяна Тикова, руководитель отдела оценки департамента оценки и консалтинга Colliers International. По ее словам, успешный многофункциональный комплекс отвечает следующим требованиям: наилучшее сочетание и использование нескольких функций в одном месте, качественная концепция и планировка, профессионализм девелоперов, архитекторов и подрядчиков, эффективная эксплуатация объекта. МФК может содержать в себе составляющие, не приносящие «быстрых» денег, но они должны быть уникальными, привлекательными для аудитории.

Как создать уникальный и доходный микс, сочетая объекты спортивной и коммерческой недвижимости, проиллюстрировала Эвелина Павловская, вице-президент по консалтингу GVA Sawyer.

Андрей Чамкин, коммерческий директор IM Company, продемонстрировал проект многофункционального lifestyle-центра «Likёrka Loft», реализуемого в Туле. Это комплекс общей площадью 20 тыс. квадратных метров, расположенный в самом центре города. Он представляет собой реконструированные здания бывшего ликерного завода, сохраненные фасады которого являются исторической достопримечательностью. Likёrka Loft одновременно несет офисную, торговую, развлекательную, образовательную и спортивную функции. Для офисных арендаторов – выделено 10 тыс. кв. метров – комплекс отличается удобным расположением и транспортной доступностью, разнообразием площадей и развитой инфраструктурой. Кроме этого, Likёrka Loft заявляется как центр оздоровления и отдыха для всей семьи – с фитнес-клубом и медицинским центром, школой раннего развития, спортивной площадкой, катком, зоной развлечения для детей и др. объектами.

В заключительной части мероприятия Мария Котова, исполнительный директор, Knight Frank Россия и СНГ, провела мастер класс «Как реализовать многофункциональный комплекс на 100%».

Также при поддержке РЕПА состоялся практикум-семинар, посвященный аспектам маркетинга многофункционального комплекса. Его докладчиками стали Анастасия Подакина, директор по маркетингу Система-Галс, Наталья Проскурина, руководитель отдела по связям с общественностью Nagatino I-land, Виталия Львова, генеральный директор Promotion Realty, Анна Шадрина, директор по рекламе Capital Group, Татьяна Ковалевская, руководитель отдела продаж «Бюро Пирогова».

Страница сгенерирована 27.12.2024 16:02