«Руководство ЮНЕСКО с самого начала реконструкции и реставрации Большого театра помогало информировать мировую общественность о ходе этого глобального проекта. Представители московского бюро также видят свою часть ответственности в экспертном сопровождении проекта для соблюдения Россией высоких стандартов в рамках защиты памятников культуры и архитектуры», – подчеркнул М. Сидоров. Под эгидой ЮНЕСКО в Москву были приглашены представители Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), обладавшие опытом изучения восстановления крупнейших европейских театров и сооружений культурного назначения. В рамках исследования реставрации Большого театра эксперты изучили публикации Альберта Кавоса, восстановившего здание театра после пожара 1853 года, архивные материалы, разработанные технологические рекомендации и другие многочисленные документы. В итоговом отчете эксперты отметили высокий уровень планирования реставрационного процесса со стороны авторского и технического надзора: «С 2005 года было составлено большое количество экспертных заключений и документов, которые отражают всю историю строительства и реставрации, результаты естественнонаучных и архивных изысканий, а также рекомендаций по реставрации. Для этого, в том числе, составлялись обмеры всех помещений и соответствующая плановая документация, а также проекты оформления стен залов». В отчете говорится, что «на данном этапе остается с удовольствием констатировать, что по нашему мнению сложнейшие мероприятия по обеспечению безопасности Большого театра проведены с максимальным чувством ответственности и с учетом многогранности и объема строительного материала сооружения. Планирование реставрации осуществлялось крайне осторожно, принятые планы постоянно контролировались в процессе их реализации. Образ Большого театра (как снаружи, так и внутри в его залах) не утратил своего великолепия». Представителей экспертной группы поразила «та отдача, с которой работали реставраторы, художники, штукатуры, мастера-позолотчики. Уровень их мастерства и способностей очень высок и заслуживает особого признания. Нам удалось понаблюдать за применением в процессе работ в Зрительном зале традиционных технологий росписи, лепнины и золочения. Это полностью соответствует задаче по сохранению столь знаменитого исторического здания». «Для Большого театра, помимо аспектов строительства и сохранения памятников, большое значение имеет оснащение залов, занавесов, обшивка стен, полов и освещение. Ввиду того, что помимо нескольких исключений (например, полы террас на входах в ложи или большие люстры в зрительном зале) оценка состояния этих предметов не входила в наши функции, мы не высказывали наше мнение по этим вопросам. Вместе с тем, хотели бы отметить, что среди многого прочего именно качество восстановления текстильной обивки стен заслуживает всяческих похвал», – отмечают представители ИКОМОС. Подытоживая свою оценку, представители международного экспертного сообщества еще раз подчеркнули, что «в целом, качество реставрационных работ произвело на нас огромное впечатление». «Мы выражаем наше признание всем тем, кто в качестве архитекторов, инженеров, реставраторов, ремесленников, координаторов и руководителей участвовали и продолжают участвовать в работе на этом удивительном памятнике культуры России, и желаем им всего наилучшего в будущем», – говорится в заключительных словах отчета. «Для нас визит международных экспертов стал знаковым. Их оценка реставрационных работ еще раз подтвердила высокий уровень российских реставраторов и их профессионализм», – подчеркнул представитель генерального подрядчика. Летом этого года планируется еще один визит международных специалистов, который пройдет под эгидой ЮНЕСКО. Специалистам предстоит оценить восстановленную акустику Большого театра.
Страница от 27.12.2024 15:27
|