СанТехКомплект Пермь
Торговые центры и новые форматы развлечений

 

Главный плюс – генерация потока покупателей. Преследуя эту цель, собственники торговых объектов побуждают операторов изобретать новые форматы. В настоящее время, по данным АРИН, в Санкт-Петербурге функционирует порядка 3,3 млн. кв. м качественных торговых площадей, включая гипермаркеты. Большинство из них сосредоточено в Приморском, Московском и Выборгском районах.

Уровень заполняемости большинства торговых центров составляет 95-100%, поэтому можно говорить о восстановлении спроса, отмечает руководитель отдела аналитических исследований АРИН Оксана Малеева. «Наиболее высокие арендные ставки (4 000 – 5 000 руб./кв. м в мес.) и уровень заполняемости характерен для торговых комплексов, расположенных в самом центре Петербурга ( Галерея, Большой Гостиный Двор, Гранд Палас, Пассаж), непосредственно у станций метро или вокзалов ( ТРК «Норд», «Заневский каскад», «Невский», «Пик»), а также вдоль КАД (Мега Дыбенко, Мега Парнас)», – рассказала Малеева.

Низкая заполняемость (50-80%) характерна для новых торговых центров и ТЦ, расположенных в неликвидных местах или в районах с высокой конкуренцией.

«На сегодняшний день, потенциал рынка торговых площадей практически исчерпан, поэтому в перспективе торговые объекты будут появляться,– говорит Малеева. – Либо в зонах активной жилой застройки, в том числе в районах комплексного освоения территорий, либо вблизи новых станций метро и новых автодорог, например, ЗСД».

Развлечения есть почти в каждом

По данным Jones Lang LaSalle, развлекательная составляющая присутствует в 70% и 78% торговых центров Москвы и Санкт-Петербурга соответственно. При этом доля развлечений по объему торговых площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга составляет 10% и 15% соответственно. «Развлечения в той или иной форме являются частью концепции торгового центра. Помимо развлечений, представленных в формате различных мероприятий (музыкальное сопровождение, сезонные декорации, центральный молл с периодическими показами мод, концертами или праздниками), важную роль играют и развлекательные операторы – арендаторы торгового центра, – отмечают эксперты Jones Lang LaSalle. – Наиболее распространенный формат развлекательного сегмента – кинотеатр. Другими форматами развлечений являются боулинг и бильярд, парки развлечений и аттракционы, а также тиры, рекреационные центры и выставочные залы, игровые комнаты для детей. Также набирают популярность ледовые катки и роллердромы». По словам старшего аналитика отдела исследований компании Jones Lang LaSalle в Петербурге Вероники Лежневой, с точки зрения присутствия в качественных торговых центрах различных профилей развлекательных арендаторов Петербург опережает Москву по некоторым позициям – например, кинотеатр, боулинг и бильярд. В то же время в сегменте детских развлечений пока наблюдается отставание, о чем косвенно свидетельствует и невысокая активность федеральных игроков на петербургском рынке».

Собственникам мало, ритейлеры - «за»

Ряд экспертов отмечают, что сегмент развлечений в России – бизнес не слишком доходный для собственника торгового центра. Впрочем, по словам специалистов аналогичная ситуация и в других странах. Вместе с тем игроки рынка подчеркивают, что какой-то конкретный пример неудачной реализации развлекательной функции не может свидетельствовать о том, что сегмент не доходен в целом, ровно, как и не может означать, что он не будет успешным в будущем. В пример приводится ГК «Ташир», которая создала собственную киносеть. По словам экспертов, проект можно считать вполне удавшимся. При этом, конечно, строить американские горки в торговом центре, конечно, весьма рискованно.

Опасения девелоперам связаны еще и с тем, что потребительские интересы довольно быстро меняются, а перестраивать сложные конструкции может быть проблематично.

Компании же, которые занимаются привлечением посетителей в торговые центры, рассматривают развлечения как манну небесную.

Спрос на новинки

По словам специалистов Jones Lang LaSalle, в последнее время развлечения становятся похожими друг на друга, и возникает необходимость чего-то нового. Чтобы конкурировать на российском рынке, ТЦ помимо классического набора развлекательных операторов начали предлагать уникальные развлечения – колесо обозрения, башня падения, тематические детские парки развлечений. Руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости, компании Jones Lang LaSalle Олеся Черданцева говорит, что наличие развлекательной составляющей в составе арендаторов стало правилом для успешного ТЦ. При этом некоторые собственники и девелоперы недооценивают способность развлечений, как уникальных, так и стандартных – типа кинотеатра, увеличивать потоки посетителей. Порой даже кинотеатр является магнитом для посетителей, при условии, что он открыт в районе, где их не хватает. «В силу своих технических характеристик и угрозы снижения привлекательности с течением времени, уникальные развлечения до недавнего времени были менее популярны среди девелоперов. Ситуация уже меняется в противоположную сторону, и в ближайшем будущем актуальность привлечения операторов уникальных развлечений будет увеличиваться, как в Москве так и в регионах», – добавила эксперт.

Комитета по торговой недвижимости ГУД, управляющий партнер компании LCMC Дмитрий Золин в ходе CRE Summit также отметил, что на российском рынке торговой недвижимости сейчас присутствует тренд к увеличению развлекательной составляющей. Вместе с тем, в случае если ТК изначально возводился без продуманной концепции, привлечение развлекательного оператора может стать просто способом «забить» пустующие площади. Однако если наполнение тщательно прорабатывалось, то развлекательная составляющая является действительно центром притяжения людей и позволяет сделать объект интересным посетителям.

Одно из перспективных направлений – включение образовательной составляющей. Один из примеров таких проектов – знаменитый Музей экспериментов Тома Тита в Стокгольме. В парке можно принять участие более чем в 600 экспериментах, которые рассказывают о физических и химических законах, окружающем мире. Концепция музея позволяет проводить занятия. Такие развлечения добавляют в проект социальной значимости и однозначно притягивают большее число посетителей, чем привычные игровые автоматы.

Собственники, ритейлеры и консультанты сходятся в одном – хорошая и продуманная развлекательная зона является серьезным конкурентным преимуществом для торгового комплекса. Общественная функция ТК и ТРК с годами не ослабевает, а только нарастает. В будущем посетителям торговых комплексов будут предлагать все новые форматы, в том числе парки, которые будут нести не только развлекательную, но и образовательную функцию. Торговый центр будущего, по прогнозам экспертов, будет все становиться все больше похожим на трансформер, подстраивающийся под пожелания посетителей.

Марина Акатова 

 

Генерация страницы 19.04.2024 09:39