СанТехКомплект Пермь
ЖКХ: платежи повысились, но система стала прозрачнее

 

О последних нововведениях в этой области рассказали депутат Государственной думы Галина Хованская и исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова в ходе онлайн-конференции «Новшества в сфере ЖКХ: как не разориться на оплате «коммуналки»?», которая прошла 6 сентября на www.irn.ru.

Когда счетчики не помогут?
В скором времени приборы учета потребления электричества, отопления и газа должны будут установить все. Ранее срок обязательной установки счетчиков должен был истечь уже 1 января 2012 года, но летом депутаты Государственной думы решили дать населению отсрочку до 1 июля 2012 года. С установкой приборов учета потребления газа жильцы домов с центральным газоснабжением пока могут не торопиться: такой счетчик они должны поставить до 1 января 2015 года.

Стоит отметить, что жильцы обязаны установить не только личные, но и общедомовые счетчики. Решение об их установке может принять ТСЖ или сами собственники на общем собрании (там, где ТСЖ не сформировано). «В ряде городов установка общедомовых приборов учета проводится по городским (муниципальным) программам. Общедомовые счетчики устанавливаются на холодное и горячее водоснабжение и на отопление. Подробную информацию о планируемых сроках установки приборов учета вы можете получить в администрации, в отделе ЖКХ», - поясняет исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова.

По мнению депутата Госдумы Галины Хованской, в большинстве случаев установка индивидуальных счетчиков приведет к существенной экономии. В первую очередь это касается платы за воду. «Нормативы на воду, по крайней мере в Москве, существенно завышены (в 2,5 - 3 раза). Ни один нормальный москвич не потребляет столько, сколько ему приходится платить по нормативам», - говорит эксперт.

Приборы учета потребления электроэнергии уже стоят в российских домах и квартирах. Однако Галина Хованская советует заменить старый счетчик на счетчик день/ночь: «Например, в Москве существуют целых три периода: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00 и с 21.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00). Ночью тариф наиболее выгоден для потребителя, он значительно ниже дневного. Поэтому я рекомендую: если есть такая возможность в регионе, поставить эти счетчики. Они себя, безусловно, оправдают».

С учетом отопления несколько сложнее, и не всегда установка счетчика приведет к экономии. «Установка счетчика потребления тепловой энергии в квартире имеет смысл, если вы можете регулировать потребление тепла в своем жилом помещении. Например, если вы куда-то уезжаете, можно уменьшить отопление в своей квартире и не платить за него просто так, – объясняет Галина Хованская. – К сожалению, возможность регулировать тепло доступна не во всех домах. Если в вашем доме такой возможности нет, тогда нужен только общедомовой счетчик, который будет показывать потребление тепловой энергии по всему дому».

Однако экономии на тепловой энергии можно добиться не во всех домах. В старых пятиэтажках установка счетчика даст обратный эффект, утверждает Галина Хованская: «Если просмотреть такой дом, используя специальные приборы, то будет видно, что он просто отапливает улицу. Там потери очень большие, поэтому установка даже общедомового счетчика, с большой вероятностью, будет невыгодной жителям».

Льготы для тех, кто имеет право на их получение, после установки счетчиков сохранятся, но скидки будут рассчитываться уже не по нормативу, а по фактическому потреблению. «Иногда люди не до конца это понимают, поэтому жалуются, мол, уменьшились льготы. На самом деле уменьшилось потребление, поэтому в рублевом выражении скидка стала меньше, однако в процентах она осталась такой же», - подчеркивает Галина Хованская.


Цена вопроса
Чтобы начать экономить, нужно сначала потратиться. Установка каждого счетчика стоит несколько тысяч рублей, а еще нужно платить за пломбировку и обслуживание. «Стоимость установки счетчиков сильно зависит от вашей управляющей организации. Она должна посмотреть все цены и не класть себе в карман разницу, а выбрать поставщика, который поставляет качественную продукцию за меньшие деньги. Если речь идет о большом доме, она может и конкурс провести», - говорит Галина Хованская. Кроме того, приборы учета нуждаются в периодической замене. Правда, как уверяет депутат, срок их службы достаточно велик – 10-15 лет в зависимости от качества счетчика, и такие траты довольно быстро окупятся. Например, в Москве прибор учета потребления воды может окупиться максимум в течение года, так как нормативы потребления сильно завышены.

В некоторых случаях расходы на установку счетчиков могут быть весьма весомыми. Например, одной из читательниц www.irn.ru озвучили цену от 20 до 25 тыс. за установку 5 счетчиков. «Там и стену надо долбить, потому что проход к трубам узкий...» - объясняет она. По словам Галины Хованской, здесь речь идет уже о работах капитального характера: «В некоторых случаях трубы, на которые надо устанавливать счетчики, просто-напросто зацементированы. Минрегион выпускал поручение определить перечень домов, в которых установка счетчиков невозможна по техническим параметрам. В этом случае счетчики можно установить только вместе с капитальным ремонтом дома». Другими словами, до проведения ремонта счетчики не могут быть установлены.

Однако даже при работах меньшего объема для многих жильцов стоимость установки счетчиков может оказаться неподъемной. Пока эта проблема не решена, но Галина Хованская убеждена, что региональные власти должны предусмотреть механизмы компенсации. «Например, в Москве было принято хорошее постановление (правда, в кризис его действие было приостановлено, оно выполняется только частично). Принцип очень простой, - рассказывает депутат. - Во-первых, социальным нанимателям жилья, учитывая, что счетчик устанавливает собственник, должны устанавливать счетчики за счет бюджета, так как собственником в этом случае является муниципалитет или субъект Федерации. Кроме того, для людей, получающих адресную помощь в виде субсидии, также предусмотрена установка счетчика за счет бюджета. Я рекомендую так поступить всем регионам, чтобы выполнить требование федерального закона об установке счетчиков, иначе мы никогда их не установим».

Система ЖКХ станет прозрачнее
В мае вышло 354-е постановление правительства РФ, устанавливающее новые правила пользования жилищно-коммунальными услугами. По словам Галины Хованской, они начнут действовать не раньше ноября.

Одним из важнейших нововведений станет разделение платежей за свет, воду и отопление на индивидуальную и общедомовую составляющую. Многих читателей беспокоил вопрос, не приведет ли это к увеличению общей суммы платежей. Галина Хованская уверяет, что этого не произойдет: «Мы и сейчас платим и за личное, и за общедомовое потребление. Только сейчас все выражается в одной цифре, а по новым правилам мы будем видеть две цифры: то, что мы потребили в своем жилом помещении, и то, что ушло на общедомовые нужды». Если часть, которую жилец платит за общедомовые нужды, зашкаливает за какие-то разумные пределы и превышает расходы в собственном жилом помещении, это говорит о том, что кто-то незаконно подключился к его сетям или тратит воду, не имея счетчиков, с превышением нормативов. Это повод для беспокойства и обращения в управляющую организацию, чтобы она провела необходимые проверки.

Кроме того, постановление правительства предусматривает возможность заключения прямого договора между каждым жильцом и ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую компанию. Это можно сделать по решению общего собрания собственников. «Можно заключить прямой договор на все услуги или на их часть. Например, мы в Москве платим за электроэнергию по счетчиками по отдельной квитанции. Так же можно договориться об оплате воды напрямую с соответствующим водоканалом», - поясняет Галина Хованская.

Это позволит избежать необходимости платить «за того парня», например, если у соседа есть долг за некоторые услуги. По договору с ресурсоснабжающей организацией в этом случае каждая квартира будет платить только за себя, а у организации появится стимул активнее работать с должниками.

Кстати, с должниками, согласно новым правилам, уже этой осенью будут обходиться строже: отключение некоторых услуг будет происходить, как только долг превысил три месячных норматива, а не после шести месяцев неуплаты, как раньше. В случае трехмесячной просрочки должнику будет выслано уведомление об отключении услуги через 30 дней. Если и за этот период он так и не погасит долг, ему могут ограничить оказание услуги (например, выключить свет на несколько часов) или вовсе отключить. Об этом должник будет дополнительно предупрежден за три дня. Стоит отметить, что отключать отопление не будут, так же как холодную воду в многоквартирных домах. Горячую воду тоже смогут отключать далеко не всегда, а только при наличии технической возможности (индивидуальные краны перед квартирой).

Еще одним нововведением станет отмена «13-й платежки». Раньше плата за отопление распределялась равномерно между всеми месяцами года согласно нормативам потребления. В конце года проводился перерасчет, и, если нормативы были превышены, жильцу высылалась дополнительная платежка. По новым правилам россияне будут платить только за то, что они реально потребили в каждом месяце. С одной стороны, это делает систему более прозрачной и избавляет жильцов от неприятного новогоднего сюрприза. С другой стороны, оплата будет неравномерной: общий счет в квитанции зимой окажется намного выше, чем летом, когда за отопление вообще не будут взимать оплату.

Кто управляет нашим имуществом?
Сейчас многие россияне вообще не в курсе, кто управляет их имуществом. Постоянные переименования ЖЭКов, ДЕЗов, передача их в частные руки в результате реформы ЖКХ способны запутать любого, поэтому низкая осведомленность жильцов о своих управляющих организациях вполне объяснима. О том, кто управляет вашим домом, можно узнать из договора, который УК должна была с вами заключить. Если вы не знаете, где ваш договор и был ли он заключен вообще, необходимую информацию можно получить в органе местного самоуправления либо, если это Москва, в вашей управе.

Помимо этого важно ознакомиться с условиями договора. «Если там нет конкретного перечня работ и услуг, а также цены вопроса, то это не договор, - подчеркивает Галина Хованская. - Эти пункты входят в существенные условия договора и обязательно должны присутствовать».

Если услуги, включенные в договор, не выполняются (например, не вывозится мусор или не работает лифт), это необходимо зафиксировать. В том случае, когда сама управляющая организация отказывается фиксировать эти факты, пригласите жилищную инспекцию. Вам должны как минимум сделать перерасчет, как максимум - вы можете ставить вопрос о том, чтобы заменить эту управляющую организацию. «На основании решения общего собрания собственников можно расторгнуть договор, предварительно договорившись с другой управляющей организацией. При этом собственники в доме, обладающие большинством голосов, должны быть за смену управляющей организации», - объясняет Галина Хованская. Последняя формулировка может показаться сложной неосведомленному читателю. Такие изыски объясняются тем, что голоса распределяются не по количеству жильцов, а пропорционально площади, которая находится в их собственности.

Сменить управляющую компанию можно, даже если условия договора исполняются, но, к примеру, вы нашли более выгодного поставщика услуг. Правда, в этом случае нужно дождаться окончания действия договора. За месяц до этого срока нужно уведомить вашу компанию о том, что вы не будете его возобновлять. «Такое решение опять же должно быть принято общим собранием собственников жилья, - поясняет депутат Госдумы. - Нередко при решении о смене управляющей организации жители домов сталкивались с затягиванием или отказом от передачи технической документации новой организации. УК видели, что от них вместе с домом уходят деньги, и сопротивлялись этому. Но сейчас за такие действия вводятся достаточно строгие санкции».

Жилищно-коммунальное хозяйство – весьма запутанная и непрозрачная сфера. Многие даже не пытаются разобраться, кому и за что они платят деньги, на что они могут рассчитывать за указанную в квитанции сумму. Однако сфера ЖКХ постоянно реформируется, и, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», многие изменения ведут к повышению ее прозрачности. В результате у жильцов появляется все больше рычагов влияния на процесс управления их домом. Но сами работники сферы ЖКХ не заинтересованы в активности жильцов. Поэтому тем, кто решил бороться за улучшение качества обслуживания, придется запастись терпением и быть готовыми к серьезным тратам времени и сил.

 

Генерация страницы 27.12.2024 16:25